Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд РФ был создан в 1991 г. Предшественником его в период 1989—1991 гг. был Комитет конституционного надзора СССР. До этого такого органа в нашей стране не существовало. Считалось, что в условиях отрицания принципа разделения властей и формального признания полновластия Советов в таком органе нет необходимости, поскольку Верховный Совет и его президиум могут сами осуществлять такой парламентский контроль за соблюдением конституции, а учреждение указанного органа нарушило бы верховенство парламента. Реальная потребность в органе конституционного надзора или контроля в условиях тоталитарного режима не возникала и потому, что всепроникающий политический контроль за всем, в том числе и за соблюдением конституции, призвана была реально осуществлять единственная партия и ее высшие органы. Антидемократическая сущность тоталитаризма на деле была не совместима с интересами соблюдения законности вообще, законности конституционной в частности и в особенности. Поэтому переход к независимому конституционному правосудию стал возможен лишь с переходом к реальной демократизации страны.
Принятие Конституции РФ в конце 1993 г. и на ее основе Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (21 июля 1994 г.) открыли новый, современный этап в развитии конституционного правосудия в нашей стране. Указанные основополагающие документы внесли серьезные изменения в структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ как одного из важнейших институтов судебной власти. Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его высшая и главная задача — обеспечение защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Указанный закон не только определил цели, задачи, структуру и компетенцию суда, но и основы конституционного судопроизводства.
Число судей увеличилось до 19. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Кандидатом на должность конституционного судьи может быть гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок назначения на эту должность — 12 лет (назначение на второй срок не допускается). По достижении 70 лет конституционный судья уходит в отставку. Предложения по кандидатурам могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами н федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, если его кандидатура получила большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит назначенное на должность судьи лицо к присяге, текст которой установлен законом.
В соответствии со ст. 11 Закона о Конституционном Суде РФ его судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, вести политическую пропаганду и агитацию, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью, входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей. Конституционный судья не может быть членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохранять за собой другие государственные и общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой, занятие которой не должно препятствовать выполнению его обязанностей и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседаниях). Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Он не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.
Похожие работы:
- Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд РФ был создан в 1991 г. Предшественником его в период 1989—1991 гг. был Комитет конституционного надзора СССР. До этого такого органа в нашей стране не существовало. Считалось, что...
- Конституционный контроль
В зарубежных странах по-разному решается вопрос о наделении судов функцией контроля в отношении законодательных актов. В Аргентине, США, Японии все суды обладают функцией конституционного контроля. Су...
- Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномоч...
- Конституционный суд в политической системе общества
Вопрос о месте и роли конституционного суда в политической системе общества, о характере его деятельности, равно как и вопрос о соотношении его "чисто" юридической и политической активности, является ...
- Сроки подачи обращения в Конституционный Суд РФ
Возможность обращения в Конституционный Суд ограничена определенными сроками. Заявитель вправе оспаривать конституционность правовых актов только со дня их официального опубликования.
Заявление о дач...